'Дакар'. Сход Патронелли, проблемы Петеранселя

Утром во вторник по московскому времени наконец-то стали известны некоторые подробности случившегося с Айратом Мардеевым - как вы помните, на втором этапе «Дакара» его грузовик попал в серьёзную аварию и остался лежать на боку, причём не было ясно, сумеет ли гонщик «КАМАЗ-мастера» продолжить гонку. В итоге вызволить машину удалось, Айрат даже появился в стартовке на третий спецучасток, однако принципиальные спортивные комиссары всё же приняли решение не допускать Мардеева на старт - увы, зафиксирован ранний и обидный сход с гонки.

Что же касается приключившегося с Айратом, то, похоже, надо сказать «спасибо» организаторам: они прекрасно знали, что место в 14 км от финиша спецучастка опасное и то отправляли гонщиков в обход, то вновь меняли дорожную книгу, возвращаясь к исходному варианту. Мардеев первым из представителей грузового зачёта оказался в роковой точке, и земля в русле реки не выдержала веса многотонного грузовика: случился мини-оползень, после которого «КАМАЗ» потерял равновесие - отсюда и авария с переворотом на крышу… Хорошо хоть, что экипаж не пострадал.

Что же до Жерара де Роя, то ему действительно вернули время, потерянное на оказание помощи Айрату. Хотя тут ситуация немного странная: да, голландец помог, но и сам застрял, пытаясь объехать «КАМАЗ». Насколько логично возвращать время, затраченное на вызволение собственного грузовика? Впрочем, речь идёт где-то о 20 минутах, что не так принципиально, так что письменно скандалить мы не будем - вернули и вернули.

Переходим к описанию событий третьего дня. С утра (теперь уже по аргентинскому времени) организаторы сообщили об изменении маршрута, ибо карты начала путать погода. Было решено сократить дистанцию, из-за чего мотоциклы и квадроциклы стартовали с отсечки в 130 км, в то время как представители двух других классов должны были финишировать на 23 км раньше запланированного. Однако после заключительного обследования местности «внедорожно-грузовую» часть резать передумали, так что она составила исконный 301 км против 243 у байкеров.

У мотоциклистов вторую победу за три дня одержал фронтмент «Хонды» Хоан Барреда Борт, который пока выглядит быстрее и Сириля Депре, и Марка Комы, предпочитающих не форсировать события. Во вторник два фаворита попали в первую тройку, уступив Борту четыре с половиной и семь минут, соответственно. Ну, в утешение для Комы можно сказать, что хотя бы не подтвердилась информация о необходимости менять мотор и получать за это 15-минутный штраф - и то хорошо.

В общем зачёте Борт увеличил отрыв от второго места уже для 13 минут - для мотоциклистов это не так мало. Депре выбрался на эту самую вторую позицию, француз менее чем на минуту опережает Кому, так что два конкурента вновь идут бок о бок, вот только вперёд вырвалась «чёрная лошадка». Что ж, мы только за разнообразие! Напоследок отметим, что победитель второго этапа Сэм Сандерленд в третий день борьбы провалился, проиграв два с половиной часа.

Не приходится жаловаться на скуку в зачёте квадроциклов: там взял и пропал фаворит Патронелли! Поляк Рафал Соник выиграл, чилиец Касале проиграл четыре минуты, голландец Хуссейни - пять, а главное действующее лицо зачёта основательно застряло на дороге спецучастка. Думалось, что Маркос всё же доберётся до финиша и будет гнать напропалую все оставшиеся дни, но нет: пошли сообщения, что квадроцикл Патронелли… улетел в пропасть! Хорошо ещё, что сам гонщик вовремя спрыгнул в сторону и остался цел и невредим. Лёгкое обезвоживание в ожидании эвакуации на бивуак не в счёт.

Теперь у квадроциклистов незнакомая ситуация: в пелотоне ни одного из братьев Патронелли, есть уникальный шанс победить. Да, наш Сергей Карякин был очень быстр на первой контрольной точке, но на момент написания отчёта ещё не финишировал.

А какие страсти были в зачёте внедорожников - мама не горюй! Например, Стефан Петерансель нахватал столько проколов, что в какой-то момент у него просто не было колеса на замену - хорошо, что подстраховал партнёр по X-Raid Орландо Терранова. «Петер» проиграл на шести заменах шин 28 с половиной минут, чем серьёзно пошатнул собственные позиции в общем зачёте.

Не обошли проблемы стороной и других фаворитов: Карлос Сайнс уступил 16 минут, а Нассер Аль-Аттия на их фоне отделался малой кровью, проиграв только десять. Ну а победил во вторник ещё один обладатель «МИНИ» Хоан Нани Рома, который всего на минуту опередил Кшиштофа Холовчика - поляк и его российский штурман Константин Жильцов отыгрались за вчерашние механические проблемы. Наконец-то неплохой день для Робби Гордона: он показал шестой результат, уступив Роме только семь минут.

Из россиян добротнейший 23-й результат показал Роман Брискиндов, выступающий на G-Force Proto (к слову, его гоночный инженер на этом «Дакаре» - не кто иной как Борис Гадасин). 43-е место у Сергея Савенко, 46-е у Антона Григорова, 64-е у Романа Варенцова. Не лучший день вновь для Владимира Васильева: 51-я позиция и проигрыш лидерам в один час. Но главное, что едут.

В общем зачёте Рома теперь лидер с отрывом в девять минут от Террановы. Аль-Аттия и Сайнс уступают 10 и 12 минут, соответственно, а вот Петерансель теперь в 24. Провалившиеся по разу де Вильерс и Холовчик теперь вновь в игре: Джиниэл проигрывает только 26 минут, Кшиштоф - 34. Если следующие этапы будут идти так же сумасшедше, как этот, то всё возможно! Даже трудно сказать, кто же теперь фаворит. Из наших по-прежнему впереди всех Васильев на 22-й позиции, но Брискиндов подбирается: он уступает гонщику «МИНИ» только 15 минут.

Ну а что же грузовики? Если принимать во внимание результаты на момент финиша дня, то «КАМАЗ-мастер» увеличил серию побед до трёх спецучастков: во вторник быстрейшим стал Андрей Каргинов. Правда, Жерар де Рой рядом: он проиграл всего три минуты и после финиша признал, что доп был очень сложным из-за множества мелких ям, на которых экипаж очень сильно трясло. Хорошо прошёл день и для Алеша Лопрайса после механических проблем накануне: на сей раз чех третий с отставанием в пять минут от Каргинова.

Для остальных трёх «КАМАЗов» день прошёл достаточно средне: Эдуард Николаев проиграл 19 минут (большая их часть предположительно ушла на замену колеса), Антон Шибалов - 30, страховавший всех Дмитрий Сотников - тоже 30. Впрочем, не обошёлся без проблем и конкурент в лице Ханса Стейси: у него тоже был прокол, плюс плохо себя почувствовал штурман, так что ближе к концу этапа голландец решил сбросить скорость и в итоге проиграл 19 минут.

В общем зачёте де Рой лидирует, и его преимущество вызывает некоторые опасения: идущий третьим Каргинов уступает 39 минут, Шибалов и Николаев проигрывают 47-48 (при этом Эдуарду за что-то дали пятиминутный штраф). Стоит отметить белоруса Сергея Вязовича: после седьмого времени на допе он рядом с Николаевым в общем зачёте, хотя получил десять штрафных минут за превышение допустимой скорости. «МАЗы» на этом «Дакаре», тьфу-тьфу, радуют. Но и камазовцам совсем не стоит вешать нос: всё самое главное ещё впереди.

Например, уже в среду нас ждёт первый марафонский спецучасток! Внедорожникам и грузовикам предстоит проехать в боевом режиме аж 657 километров от Сан-Хуана до Чилечито (а вот мотоциклисты отделаются всего 353). Такого длинного допа на «Дакаре» не было аж с 2005 года, так что нам точно будет на что посмотреть!