гортензия метельчатая самарская лидия



Сочи-2014. Россияне победили в парном катаниии

«Если у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели», - говорил Би в самой доброй, просто лучшей из советских антиутопий. Слова пацака в очередной раз подтверждаются в среду вечером в «Айсберге». Чтобы выявить чемпионов в парном катании, судьям нужны доказательства: поддержки, вращения и прыжки. Зрителям, чтобы отличить любимцев, достаточно издали завидеть жёлтые штаны Максима Транькова. У этих штанов есть даже аккаунт в «твиттере». Есть и свой подиум - произвольная программа, и своя музыка - «Иисус Христос - Суперзвезда».

Начало нельзя пропускать. Даром что в первой разминке, а всего их четыре по четыре пары, выступления не самые убедительные. Накануне произвольной программы двукратный олимпийский чемпион - Альбервилля и Нагано - Артур Дмитриев хвалил командный турнир: «Отличный уровень - вот главный плюс. А то смотришь индивидуальные соревнования, так там половина совсем скромно катаются». Наверное, даже о некоторых из тех, кто пробился в финал, а произвольная программа в фигурном катании имеет именно такой статус, можно сказать что-то подобное. И всё равно приходить нужно к первой разминке. Судей-то представляют только раз, а ведь в их глаза, пусть и издали, посмотреть всегда интересно. Если серьёзно, времена холодной фигурной войны вроде как давно прошли, и крики «как же так, канадец-то нашим поставил 5,4, когда они на все 5,9 накатали?» уже не услышишь. Уже давно при представлении арбитров не объявляют страны, которые они представляют, хотя откуда Петухов и откуда Джонс, конечно, и без этого ясно. В целом судейство стало совсем другим, и не только в новой системе оценок дело. Но посмотреть на судей всё-таки интересно. Борьба за олимпийское золото, даже при явных фаворитах, всегда волнительна и всегда чревата риском судейской неточности. Об этом помнишь все два часа, забывая только после чемпионского проката…

Третья разминка - уже не просто «репетиция оркестра». В ней выступают пары, которые здесь и сейчас делают себе имя. Как сделали его себе Ксения Столбова и Фёдор Климов, ещё год назад имевшие рейтинг «в первой десятке». Сейчас они полноценные претенденты на пьедестал Олимпиады. А за спиной - третья на сегодня российская пара Вера Базарова - Юрий Ларионов. Восьмое место после короткой программы под «Половецкие пляски» Бородина им удаётся перековать аж на шестое, хотя, пожалуй, в этом больше «помощь» соперников.

И дело даже не в сорванном уже на первой минуте тройном тулупе (почему-то вспомнилось «сняла решительно пиджак наброшенный») - эту ошибку Вера и Юрий искупили остальными элементами. Но и в том, что по-настоящему завести готовый принимать россиян любыми зал фигуристы смогли только на последней минуте парой действительно необычных поддержек. На лёд даже полетели букеты, и тут стало ясно, что цветов на этот вечер припасено немало. Но прорывом катание Базаровой и Ларионова всё-таки не выглядело. Просто у тех, кто был перед ними, набралось совсем уж много неточностей.

Самые дисциплинированные спортсмены на Земле - китайские - вдруг «поплыли» уже в самом начале, да так всё у них валилось из рук, что потом уже зал из милосердия бурно принимал каждый удачный элемент.

Канадцы Дюамель и Редфорд катались под «Алису в стране чудес» с изначальным небольшим надрывом, который, впрочем, подходил к музыке, иногда буквально застревающей под сводами «Айсберга», чья глубокая акустика очень хороша для фигурного катания. Полный надрыв у канадцев случился чуть раньше обычной для смены ритма произвольной программы перемены декораций. Партнёрша упала после параллельного прыжка, и ребятам чудом удалось убедить себя в том, что это всё проказы жителей «странной страны», и откатать до конца.

Вторые канадцы, строгие внешне Мур-Тауэрс и Москович, преображаются под эскапады мелодий Нино Рота, смотреть за ними интересно, и у всей третьей разминки они в итоге выигрывают, но помарок и у них многовато: и несовместные вращения, и двойной прыжок вместо тройного… И хочется, хочется наконец настоящего праздника.

Главная деталь финальной разминки - невероятно сложный и интересный жребий не только для россиян, но и для их соперников в борьбе за медали. С одной стороны, выступать раньше конкурентов сложнее, и лидеры после короткой программы россияне Татьяна Волосожар и Максим Траньков, выходя на лёд раньше Алёны Савченко и Робина Шолковы, как бы дают соперникам фору. С другой стороны - несладко и главным конкурентам россиян. Кататься после Тани и Максима с задачей сделать лучше - занятие не для слабонервных. Примерно тот же расклад в борьбе за бронзу. Пан Цин и Тун Цзянь, отстающие от Ксении Столбовой и Фёдора Климова на крохотных два балла танцуют предпоследними, а россияне открывают разминку…

«Семейка Адамс» - музыка навязчивая, назойливая, требовательная, от неё не отделаешься чистыми прыжками и выбросами. Она требует удали, бретёрской лихости. И Ксения с Фёдором блистательно справляются с ролью. От прыжка в объятья перед редчайшей поддержкой вверх ногами до финального выброса с такой невероятной длиной полёта и такой всепоглощающей радостью сделанного дела, что хотелось поднимать кулак вместе с Ксенией… Столбова и Климов бьют свой лучший результат сезона, так же, как они сделали это в короткой программе. После этого даже лидерам, похоже, было трудно. Но и они выдержали.

Итак - жёлтые штаны! Вчерашний гусар, лихо державший спину под хачатуряновский вальс, превращается в вечного странника, а героиня бала - в его едва уловимую тень. Они страдают весь свой танец, в образе и вне его. Они проходят по лезвию, когда Татьяна вся изгибается, словно под шквалом, на выезде после выброса, они чуть расходятся во вращении, но это выглядит маленьким неверным шагом, без которого невозможно движение вперёд того, кто твёрдо знает о своей цели. Их слёзы и ярость свершения в секунду между последним аккордом музыки и полётом с трибуны первого из десятков букетов абсолютно искренни. Они как бы развивают настроение Ксении и Фёдора. И наращивают результат. Соперникам не просто сложно выходить на лёд после отбушевавшего урагана, их просто трясёт, и китайцы начинают выступление с двух ошибок подряд, практически приговаривая себя к четвёртому месту. Это первая российская победа, ведь Ксения с Фёдором - уже с медалями. А впереди - финальная развязка.

Немецкая пара - невероятные профессионалы. И им не привыкать догонять. Прецедент, которого мы могли опасаться, был: в 2011 году в финале Гран-при лидерство перед произвольной программой не обернулось для Татьяны и Максима победой над немцами. Савченко и Шолковы настроены смело, они танцуют в России под музыку Чайковского, они открывают своё выступление, венчающее произвольную программу, с рискованного широкого выброса, тогда как даже Волосожар и Траньков начинали с гораздо более спокойной, позволяющей набрать дух подкрутки. И они могли бы под всепоглощающую мелодию из «Щелкунчика» забрать себе право быть триумфаторами. Если бы не падение Робина уже на втором прыжке. Перед самым финалом на льду оказывается и Алена, словно поддерживая партнёра, и всё это выглядит так по-щелкунчиковски, так трогательно… К ним тоже летят цветы. Но стоит вся эта драма немцам не только золотой, но даже и серебряной медали. Что тут скажешь…

Жёлтые штаны, два раза ку!