Петр Воробьёв: Пока не буду говорить, что я закончил

3 февраля Благотворительный фонд Тимченко в рамках программы «Добрый лёд» организовал на льду одной из арен Ленинградской области мастер-класс для детских тренеров. Проводил этот мастер-класс никто иной как Пётр Ильич Воробьёв, буквально два дня назад отправленный ярославским клубом в отставку.

Мэтр прибыл на мероприятие в отличном расположении духа, охотно пообщался с журналистами о «Локомотиве», Олимпиаде и тренерстве, вспомнил пару баек из жизни, а потом вышел на лёд и целый час гонял там мальчишек из местной команды «Варяги». По окончанию тренировки под стук клюшек Пётр Ильич звучно резюмировал: «Ждём вас в КХЛ!» - и после групповой фотографии (как был, в коньках) снова уделил внимание толпе ожидающих его журналистов.

- С прошедшим юбилеем вас, Пётр Ильич. Не успели отпраздновать - и уже весь в разъездах. Как согласились приехать на это мероприятие?
- У нас было пять дней выходных, как раз сегодняшним днём они заканчиваются. Я давно не виделся с младшим сыном, который работает здесь в команде «Форвард», и мне было интересно приехать посмотреть, как он себя чувствует в тренерской профессии. Вчера-позавчера был на его матчах. Ну а сегодня - сюда.

- Чем планировали поделиться с тренерами на этом мастер-классе?
- Придумал по ходу, с листа. В первую очередь ведь надо обменяться мнениями, что интересно самим ребятам. Можно провести много мастер-классов, но главное - общая заинтересованность мальчишек. Первые мои тренерские шаги были очень интересны в этом смысле. Тренером моего старшего сына был Витолиньш-старший, мы с ним дружили, и он частенько меня просил: «Пётр, я не смогу очередную тренировку провести, можешь позаниматься с ребятами?» А я ему: «Раз нужна помощь - конечно!» И готовился, конспекты даже писал. И вот выходили с ребятами на тренировку, я покатаю их немножечко, разомну, потом дам несколько упражнений. А они на меня так смотрят, мол, ты чего, мужик, ты давай нам скорей шайбу, мы поиграем без тебя (смеётся)!

- Получили сегодня удовольствие от занятия с пацанами?
- Ну, конечно. Тем более - такого возраста парни, им по 15 лет, они на пороге того, чтобы уйти в организованный хоккей. Я их призывал к вниманию, потому что наш спорт - такая штука, где все ошибки, а порой даже и судьбы, кроются в невнимательности. Хотелось бы, чтобы они сами могли рассуждать, сами тянулись к чему-то новому, чтобы было внимание не только к себе, но и к партнёру. Дал им сегодня упражнение, охватывающее почти все элементы хоккея, кроме вбрасываний: нужно открыться, получить, отдать, бросить, пойти на добивание. Ещё и концентрация тренируется одновременно, это очень важно.

- А какими основными качествами, по-вашему, должен обладать детский тренер?
- Есть такие люди, к которым дети тянутся. Взрослый человек, а вокруг него детишки крутятся, прямо липнут. Мне ещё Юрзинов бывало задавал головоломки: «Петь, вот ты глянь и скажи, где хороший тренер в этой ДЮСШ, а где плохой». Так вот оценивать тренера на самой ранней стадии подготовки спортсменов-игровиков нужно по количеству его воспитанников. Это первое отличие тренера, он должен вызывать к себе заинтересованность со стороны мальчишек.

- У вас был такой наставник?
- Я когда-то ещё и в футбол успел поиграть, и там занимался с нами такой тренер - Малявкин. Очень известный человек, участник знаменитой поездки московского «Динамо» в Европу в 1949 году. И вот этот Малявкин был, в общем-то, не очень образован, ничего такого особенного научного рассказать не мог, но на уровне второй юношеской к нему ходили 16 футболистов! И уже примерно все знали, кто выйдет в первом составе, и всё равно и никто не разбегался. Вот это - пример детского тренера. О таких говорят: «Нашёл себя в жизни человек».

- Насколько важна для команды индивидуальная подготовка игрока?
- Зависит от возраста. Ну и ещё от кое-чего. Например, отец моего крестника начал своего Толика водить в бокс ну в очень раннем возрасте, в восемь-девять лет. Готовить к НХЛ более серьёзным способом, чем мы готовим (улыбается). Крепкий парень вырос, да. Но насколько ему это помогло… Поиграл на среднем уровне, но хоккеистом не стал. Так что индивидуальная подготовка должна проводиться с умом. А ещё у нас в детском спорте есть сегодня общая беда: сейчас многие ребята футбольный мяч по телевизору увидят - и всё, и никогда сами его не коснутся. Да мы раньше во все игры спортивные играли! Когда у тебя больше навыков, больше информации собрано, количество переходит в качество. Позанимался футболом, волейболом, баскетболом - больше умеешь, ловчее становишься, лучше работаешь корпусом, это очень важно.

- Ещё планируете мастер-классы проводить?
- Если не понравилось - то не позовут больше (смеётся). А если буду чем-то полезным - буду всегда рад.

- Пять лет назад накануне своего 60-летнего юбилея вы давали большое интервью. Тогда вы тренировали «Ладу», и один из вопросов звучал - последний ли это ваш тренерский проект. А нынешний «Локомотив» был последним?
- Никогда не говори «никогда», есть такое выражение. Может быть, тогда я лукавил. Хотя по правде тогда и хотелось закончить… Но иногда обстоятельства сильнее нас. Трагедия, случившая с «Локомотивом», никого не оставила равнодушным, и в который раз дала понять, что очень многое может в один момент повлиять на изменение интересов в жизни, изменение профессии, изменение быта.

- Может быть, сыновьям помогать будете?
- Вряд ли. У старшего сына уже идёт третий год стажа работы по нашему неблагодарному делу - второй сезон в «Магнитке», а до этого ещё сезон со мной в ярославской «молодёжке». Вырос он уже, так что скорее сам мне в чём-то поможет. Пока не буду говорить, что я закончил тренировать.

- Один из игроков Высшей лиги, Даниил Ердаков, сказал недавно, что под вашим руководством невозможно не заиграть, если досконально выполнять все ваши требования. Как прокомментируете?
- Спасибо передайте ему. Помню, сам из Челябинска, сейчас в Красноярске играет, не без способностей парень, много беседовали с ним за те полтора года, что я его тренировал.

- Вы так помните всех своих воспитанников?
- Да, всех. И даже некоторых тех, кого я не воспитал (улыбается).

- А с кем работать было труднее - с молодёжью и молодёжными командами или в солидном клубе с уже состоявшимися игроками?
- Проблемы бывают и с теми, и с другими. Мне посчастливилось работать с целой плеядой замечательных игроков самых разных возрастов, и главный вывод, который я вынес из той работы, что дисциплина - это не врождённое качество, её наличие всегда зависит от воспитания. Сейчас ведь многие тренеры мальчишкам как говорят: «Да вам в школу вообще не надо ходить, готовьтесь сразу в НХЛ, в чемпионы». А где ещё ребёнок научится слушать, как не в школе? А не умея слушать - как он сможет что-то воспринять? Это дикость для меня.

- Хотите сказать, что такое сейчас встречается повсеместно?
- Практически да. И эту проблему можно рассмотреть на контрасте команд в КХЛ: российских и тех, которые имеют преимущество в возможности привлечения неограниченного количества «своих» иностранцев. Так вот разница между их средним игроком и нашим - очень серьёзная. Приведу пример. Когда-то мне удалось некоторое время поработать в Германии, во Франкфурте, была там такая команда - «Lions». Знанием языков я не очень могу похвастаться, за три года там сумел несколько слов заучить, и в основном все диалоги с игроками осуществлялись на уровне мимики, жестов, планшетки. И удивительно: ты им просто рисуешь, а им этого достаточно, чтобы включиться, и никаких лишних объяснений и уговоров не надо! Как кто-то сказал мне недавно об иностранных ребятах: «У них закрытые рты, но огромные уши, как у слонов». Очень много хотят знать. А мы вот сейчас, к сожалению, сталкиваемся с тем, что и знать не очень хотят, а учитывая что в своё время ещё и не учились… Тяжело, в общем.

- Кого из учеников считаете самой большой вашей тренерской удачей?
- Навскидку и не скажешь. Есть один очень талантливый игрок, но когда я называю только одного его - некоторые ребята даже обижаются. Тот же Яшин до сих пор ко мне очень хорошо относится, мы поддерживаем отношения. Хотя, я считаю, что Яшин, Каспарайтис, Ковалёв - это всё гордость и заслуга Владимира Владимировича Юрзинова. А кто «мои»… Ярославцы: Счастливый, Вишневский, Антипов. Долго можно перечислять. Емелина считаю своим воспитанником, того, который в «Монреале» сейчас играет. А самый дорогой, наверное, был Рома Ляшенко…

- Какие у вас планы на ближайшее время? Сочи, может быть?
- Нет, на Олимпиаду не еду. Еду в Ярославль, отчитываться.

- Тогда - что можете сказать о перспективах нашей олимпийской сборной?
- Самое главное - каждому игроку справиться с огромным давлением. У меня есть заметка, интервью генерального менеджера «Детройт Ред Вингз» Холланда, где он сравнивает с Сочи ванкуверскую Олимпиаду и говорит о многих вещах, в том числе и о лидерских способностях отдельных игроков. Одним из самых важных факторов будет готовность вратаря. Холланд очень хорошо сказал: нужен горячий вратарь, готовый выручить в моменты, когда команду словно парализует: как было у нас в Ванкувере с канадцами, когда выскочили, не успели оглянуться, а уже 1:4. Надеюсь, мы сделали выводы после той Олимпиады, иначе… Нет, давайте не будем пессимистами, давайте болеть за то, чтобы наши выиграли. Все в это верят, мечтают, и такой состав - я не знаю, когда он ещё соберётся.

- После Ванкувера вы говорили, что сборной не хватило сдерживающего звена. Теперь после перестановок у нас тоже получается, что все пятёрки - атакующие. Как найти баланс?
- Кто-то написал недавно, что у нас оборона уступает атаке, и это на самом деле так. Защита могла быть сильнее. Другое дело, что у нас в стране не так серьёзно занимаются игроками обороны. Войнов вот вырос, но я считаю его защитником более атакующего плана, нежели «домоседом», которых у нас сейчас огромный дефицит. Так что придётся отдуваться и нападающим в обороне.

- Кого ещё, по-вашему, можно было взять в сборную в Сочи?
- Я не тренер сборной. Каждый должен быть на своём месте.

- За Сашу Сёмина будете переживать отдельно?
- Конечно. Мы с ним созванивались недавно. Я, может быть, не самые лицеприятные слова сказал в адрес Билялетдинова, чтобы Сашу взяли. Теперь будем болеть, чтобы он принёс побольше пользы команде.